Власти дали прогноз о росте долгов угольщиков на четверть к концу 2025-го — РБК

data-title=»Власти дали прогноз о росте долгов угольщиков на четверть к концу 2025-го» data-url=»https://www.rbc.ru/business/29/04/2025/680e5fda9a794728b7a28fb4″ > Вконтакте Одноклассники Telegram Эксклюзив Власти дали прогноз о росте долгов угольщиков на четверть к концу 2025-го Минэнерго дало прогноз о росте долгов угольщиков на четверть к концу 2025-го Власти задумались о снижении фискальной нагрузки и других финансовых послаблениях для угольщиков в условиях кризиса отрасли. Для ее оздоровления могут создать специальное агентство под управлением государства и структуры ВЭБ.РФФото: Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press

Задолженность угольной отрасли по кредитам и займам (с учетом краткосрочных) в 2025 году может вырасти на четверть к предыдущему году, с 1,191 трлн до 1,5 трлн руб. Это следует из материалов Минэнерго, подготовленных к совещанию под председательством вице-премьера Александра Новака, состоявшегося 24 апреля (есть в распоряжении РБК, подлинность документа подтвердил источник, знакомый с его содержанием).

Из 30 организаций, находящихся «в зоне риска», десять уже остановили работу, еще пять (АО «УК «Сила Сибири», АО «УК «Разрез Степной», АО «УК «Северный Кузбасс», АО «СУПК» и ООО «Шахта Инская») обратились за господдержкой — большинство из них просят об отсрочках по налогам и сборам и моратории на банкротство, приводя оценку влияния на показатель EBIDTA в 2025–2030 годах при условии содействия со стороны государства:

  • у АО «УК «Сила Сибири» (занимается добычей энергетического угля на двух шахтах — «Шахтоучастке Октябрьский» и «Заречной») с поддержкой он может быть на уровне 13,3 млрд руб., тогда как без — 3,8 млрд руб.;
  • у АО «УК «Разрез Степной» (убыточная деятельность объясняется недостаточным вывозом продукции на экспорт в восточном направлении, за первый квартал 2025 года согласованные объемы перевозок сократились на 50% к аналогичному периоду 2024-го) — 7,6 млрд руб. и минус 4,6 млрд руб. без;
  • у АО «УК «Северный Кузбасс» (ведет работы на шахтах «Березовская» и «Первомайская») — 52,6 млрд руб. и 24 млн без;
  • у АО «СУПК» (работает на разрезе «Чернокалтанский», причина убыточности предприятия — отсутствие собственной железнодорожной инфраструктуры) — 25,3 млрд руб. и 7 млрд руб. без;
  • ООО «Шахта «Инская» (проходит процедуру банкротства) требуется 3 млрд руб. на ликвидацию предприятия.

Меры, предусмотренные текущей версией антикризисной программы, которую Новак поручил разработать профильным ведомствам в конце 2024 года и обсуждаемую на недавнем совещании, включают в себя работу по этому блоку (например, ВЭБ.РФ предлагалось взять под контроль банкротства угольщиков). В частности, речь идет о формировании «специальной организации» (Агентства) по оздоровлению и санации, которая под контролем государства с использованием «управленческой экспертизы» Группы «Сибуглемет» (находится в периметре ВЭБ.РФ) займется реструктуризацией предприятий, включая участие в процедуре банкротства в отношении бесперспективных для оздоровления организаций, разработке и реализации проектов консервации, а также обеспечения безопасности ликвидируемых. В отношении перспективных, но испытывающих трудности угольных предприятий проведут процедуру оздоровления и санации с использованием «соответствующих финансовых инструментов». Этим поручено заняться Минэкономразвития, Минфину, Минэнерго совместно с ВЭБ.РФ.

Новак поручил разработать антикризисную программу для угольной отрасли Бизнес

Также при участии Банка России должна быть проведена работа по «стимулированию» кредитных организаций к реструктуризации задолженности предприятий угольной отрасли и задолженности компаний, которые предоставляют первым услуги лизинга, в том числе по установлению специальных требований к кредитным организациям по неувеличению нормативов резервирования по выданным кредитам.

Экономическая ситуация в угледобывающей сфере находится на «постоянном контроле» правительства, отметили в секретариате Новака. «Совместно с заинтересованными ФОИВами, угледобывающими регионами и компаниями отрасли продолжается проработка мер поддержки угольной отрасли», — добавил представитель вице-премьера. В ВЭБ.РФ РБК сказали, что говорить о возможной конфигурации такой работы «преждевременно».

Новости компаний РБК Компании Крупнейшие финансовые компании Изучите данные в каталогеРБК Компании Как сформировать УТП: пошаговое руководство Что такое УТП в маркетинге и зачем нужно уникальное торговое предложениеРБК Компании Самые крупные компании в сфере общественного питания Найдите и проверьте данные в каталоге

Какие угольные предприятия закрылись из-за кризиса

Сейчас в «красной зоне» находится 30 предприятий угольной отрасли, которые обеспечивают около 30 млн т добычи ежегодно (общий объем добычи угля в 2024 году составил 443,5 млн т, на экспорт было поставлено 196,2 млн т). Большинство из них, 22, расположены в Кузбассе, еще четыре — в Хакасии, одно — в Туве, два — в Ростовской области, одно — в Сахалинской области. Десять из них (девять в Кемеровской области, одно в Туве) приостановили работу по «экономическим причинам»: падение цен на уголь на мировых рынках (по данным Минэнерго, котировки энергетического угля на базисах российских портов сократились к апрелю в среднем на 25,8% по отношению к ноябрю 2024-го), рост затрат на добычу и логистику, удорожание обслуживания кредитов и лизинга, недостаток инвестиций для подготовки новых выемочных участков, их оснащения и обновления изношенного оборудования, говорится в соответствующей справке Минэнерго.

К остановившим работу предприятиям относятся:

  • Шахта «Ольжерасская-Новая» в простое с октября 2024 года, продленном до октября этого года, начата разработка проекта консервации, планов по запуску нет;
  • ООО «Энергоснаб» не добывает уголь с марта 2024-го, планов по запуску нет;
  • ООО «УК «СИБКОУЛ» в простое с апреля 2024-го;
  • ООО «Шахта «Инская» в простое с июня 2024-го, имеет долг перед 525 работниками в размере 245,7 млн руб.;
  • ООО «Разрез «Бунгурский» в простое с января 2024-го, введена процедура банкротства, планов по запуску нет;
  • ООО «Разрез «Истокский» не осуществляет добычу с ноября 2024-го;
  • ООО «Разрез «Задубровский Новый» простаивает с октября 2024-го, но располагает планами приступить к добыче с третьего квартала этого года;
  • ООО «Разрез «Евтинский Новый» не осуществляет добычу с октября 2024-го, планирует возобновить ее во втором квартале этого года;
  • ООО «Разрез «Киселевский» (входит в «МелТэк») временно прекратило вскрышные и добычные работы 1 марта 2025-го, планов по запуску нет;
  • ООО «УК «Межегейуголь» также приостановило работу в марте этого года, высвобожденным работникам предложено перейти на предприятия Распадской угольной компании, начата разработка проекта консервации шахты.

РБК направил запросы в пресс-службу Минэкономразвития и Банка России. Минфин переадресовал запрос в Минэнерго и Минэкономразвития.

Как финансовые послабления помогут угольщикам

Без финансовых послаблений и другой господдержки, в том числе урегулирования вопросов с дорогостоящей логистикой, угольная отрасль по итогам года может понести убытки в размере 261 млрд руб. при 129 млрд руб. годом ранее, выручка упадет до 1,5 трлн руб. с 1,8 трлн руб. в 2024-м. Среди мер необходимой поддержки — также предоставление льгот и преференций со стороны РЖД: возобновление понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергоугля, установление 12,8-процентной скидки на перевозку в адрес портов Юга и Северо-Запада, подписание соглашения между компанией и Хакасией на гарантированный вывоз продукции на экспорт в восточном направлении. В результате предоставления отсрочек у угольщиков появится возможность использовать высвободившиеся около 45 млрд руб. на «текущие расходы, развитие и модернизацию производства, перестройку логистики».

РЖД, в свою очередь, неоднократно отмечали, что скидки приведут к «непокрываемым убыткам» холдинга, что «особенно чувствительно» с учетом долговой нагрузки. Но в антикризисной программе рассматривается возможность выделения субсидий перевозчику из бюджета для компенсации выпадающих доходов, которые возникнут вследствие их применения. Как отметили в пресс-службе РЖД, «первоочередным вопросом» для компании является необходимость достижения безубыточности железнодорожных перевозок. Согласно расчетам Института экономики и развития транспорта («дочка» РЖД. — РБК), перевозки в восточном направлении угля, пользующегося различными тарифными преференциями, в период с 2014 по 2024 год привели к финансовым потерям РЖД в размере 428,3 млрд руб. (без учета убытков от перевозки порожних вагонов под уголь).

Эксперты оценили потери РЖД из-за угольных квот Бизнес

По словам представителя Минэнерго, документ находится «в высокой степени готовности». В антикризисную программу предлагается включить различные механизмы — финансовые и административные, — которые позволят «провести оздоровление отрасли». Первый квартал завершился для десяти крупнейших угольных компаний убытком в размере 74 млрд руб. (за три месяца прошлого года чистая прибыль фиксировалась на уровне 7 млрд руб.), выручка упала на 20%, до 305 млрд руб., добыча угля составила 113 млн т, всего на 1,3% больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, следует из материалов ведомства.

В нынешней «критичной для отрасли ситуации», когда экономика экспортных поставок энергетического угля из Кузбасса в среднем уходит в минус — от 2,5 тыс. до 3 тыс. руб. за тонну и 2,4–3,5 тыс. руб. за тонну коксующегося в зависимости от направлений — любые меры поддержки «будут позитивным сигналом», считает Александр Котов, партнер NEFT Research по консалтингу. «Системные меры поддержки всех бенефициаров угольной отрасли — от государства до стивидоров с операторами полувагонов и банками — помогут угольщикам выжить, по крайней мере, наиболее перспективным предприятиям, с минимальными производственными издержками по добыче, высоким экспортным качеством и коротким транспортным плечом», — добавляет эксперт. По его прогнозу, при реализации всех предлагаемых мероприятий отрасль может минимизировать убытки по итогам ближайших двух лет или даже выйти в прибыльную зону.

Пессимистичнее предложенные меры поддержки оценивает Вадим Тедеев, управляющий партнер IPM Consulting: «Финансовые послабления в виде отсрочек по налогам и сборам, а также реструктуризация задолженностей потенциально могут дать угольщикам временное облегчение, но, ожидаемо, не решат фундаментальных проблем отрасли», — рассуждает он. Высвобождение 45 млрд руб. от общей задолженности в результате снижения фискальной нагрузки он называет «крайне небольшой суммой», которая скорее позволит компаниям «удержаться на плаву», чем обеспечит условия для качественного развития. По мнению эксперта, эффективность реструктуризации задолженностей и отсрочки платежей также будет зависеть от долгосрочных перспектив угольного рынка — в условиях глобального энергетического перехода и роста конкуренции с другими мировыми производителями угля отложенные платежи вряд ли уберегут от «краха в дальнейшем».

«Для устойчивого функционирования в условиях глобального энергетического перехода российской угольной отрасли потребуется еще более комплексный подход к проблемам отрасли: диверсификация продуктовой линейки, снижение углеродного следа, развитие технологий глубокой переработки угля и выход на новые рынки», — полагает Тедеев.

Читай РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

«Яндекс» займется созданием человекоподобных роботов

Почему крупные банки столкнулись с ростом просрочек по кредитам

На парламентских выборах в Канаде определился победитель

ФНС получит полномочия по комплексной оценке бизнеса

Европа и Украина опасаются выхода Трампа из переговоров

Власти подготовили реформу предоставления убежища в России. Подробности

Самолет МС-21 с новыми российскими системами совершил первый полет. Видео

Россияне стали реже сталкиваться с агрессией

Минфин предложил проект донастройки налоговой политики

МИД Украины ответил на предложение России о перемирии

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов

Авторы Теги

About The Author

  • Related Posts

    «Эконом» по цене «бизнеса»: как новый закон повлияет на службы такси :: Autonews

    Согласно закону начиная с 1 марта 2026 года перевозить пассажиров смогут только те автомобили, которые соответствуют уровню локализации, установленному для машин, закупаемых для нужд государства. Дополнительно требуется, чтобы автомобиль был…

    Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину :: Autonews

    Можно ли получить налоговый вычет за покупку автомобиля Как выгодно купить машину Налог на продажу автомобиля Налоговый вычет при продаже автомобиля Можно ли получить налоговый вычет за покупку автомобиля rbc.group Нет,…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *