«Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях — РБК

data-title=»«Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях» data-url=»https://www.rbc.ru/business/01/07/2025/686297e99a79478ffe0f36f3″ > Вконтакте Одноклассники Telegram «Росатом» локализует станции быстрой замены батарей на электромобилях ТВЭЛ, входящий в «Росатом», разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей. Компания намерена локализовать их производство в России. Для эффективной работы технологии батареи придется унифицироватьФото:  Sean Gallup / Getty Images Фото: Sean Gallup / Getty Images

ТВЭЛ (топливный дивизион госкорпорации «Росатом») разрабатывает станции быстрой замены аккумуляторов для электромобилей по технологии Battery Swap. В перспективе оборудование планируется производить в России, сообщил РБК директор бизнес-направления «Электромобильность» компании Александр Бухвалов.

Технология Battery Swap предусматривает, что станции обеспечивают не зарядку, а именно физическую замену блока аккумуляторов, что сокращает время обслуживания до 2–4 минут. По словам Бухвалова, это актуально для коммерческого транспорта, где для того, чтобы экономика владения сложилась, важна «каждая минута». В компании уточнили, что разрабатывают автоматизированные станции, которые позволят менять батареи без участия водителя.

Базовая модель использования электромобиля в концепции Battery Swap не предполагает владения батареей — по версии ТВЭЛ, это может снизить барьер входа на рынок, так как само авто станет дешевле.

Бухвалов уточнил, что оператор станций замены батарей сможет отслеживать техническое состояние каждого аккумулятора — где тот использовался, в каких режимах эксплуатировался, сколько раз заряжался и разряжался.

Разработчик электромобиля «Атом» сравнил его с гаджетом Бизнес

Отдельно он подчеркнул, что расчет общей стоимости владения (TCO) в ряде случаев может складываться в пользу электромобилей против авто с двигателем внутреннего сгорания. При этом одним из барьеров для массового перехода на электротягу по-прежнему остается время зарядки — сегодня это в среднем 30–40 минут. Концепция Battery Swap, по словам Бухвалова, нацелена на решение этой проблемы и может быть актуальна для корпоративного транспорта с высокой интенсивностью использования. Собеседник РБК убежден, что если бизнес сочтет владение электромобилем выгодным, то со временем «активно подтянется» и массовый потребитель.

Как Россия переходит на электротягу

Всего по состоянию на 2024 год в России было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Сегодня развитие рынка сдерживают высокая начальная стоимость, быстрый износ аккумуляторов и ограниченный запас хода, особенно при интенсивной эксплуатации. Несмотря на потенциальную экономию на топливе и обслуживании, электромобили остаются выгодными лишь при наличии развитой инфраструктуры и доступа к субсидиям, отмечали эксперты НИУ ВШЭ. Лидером в этой части остается Москва, где реализуется сразу несколько механизмов: субсидии при покупке, бюджетное софинансирование зарядной инфраструктуры, освобождение от транспортного налога, бесплатная зарядка, парковки.

По данным за 2024 год, в столице зарегистрировано 6716 электромобилей и действует 466 общественных ЭЗС. В Санкт-Петербурге — 3157 электромобилей и 198 зарядных станций, однако плотная застройка и планировочная структура мешают развитию зарядной сети. В Нижнем Новгороде электромобилей меньше — 1022, но на одну зарядную станцию (91 в городе) их приходится минимальное количество, что делает город лидером по обеспеченности инфраструктурой на единицу транспорта.

Новости компаний РБК Компании Как делиться новостями своего бизнеса Где публиковать новости компании, какие форматы работают лучше всего и как правильно написать новостную статьюРБК Компании Спорт, отдых и развлечения: крупнейшие компании региона Проверьте игроков рынка в вашем регионеРБК Компании Организации в сфере экологической безопасности, которые действуют более 10 лет Посмотрите данные в региональном каталоге

Технологию планируется внедрять параллельно с расширением производственной базы по выпуску аккумуляторов. В настоящее время «Росатом» строит две «гигафабрики» — в Калининградской области и Новой Москве, — рассчитанные на выпуск до 100 тыс. аккумуляторных блоков в год (по 50 тыс. батарей в год каждая). В мае сообщалось, что фабрика в Немане (Калининградская область) готова на 80%, запустить ее планируют уже в этом году, на полную мощность завод намерен выйти в 2027 году. Выход на проектную мощность новомосковской фабрики запланирован на 2026 год. В 2023-м сообщалось также о планах поставить 150 тыс. тяговых батарей «Москвичу» и более 5 тыс. — «Мосгортрансу» до конца 2030 года. В Дзержинске компания строит предприятие по утилизации литий-ионных батарей мощностью до 20 тыс. тонн в год.

По словам Бухвалова, компания также ведет разработку новых типов аккумуляторов с повышенной емкостью — они должны увеличить пробег электромобиля до 700 км на одной зарядке. Первые образцы таких аккумуляторов компания рассчитывает получить уже в 2026 году.

Потенциал технологии Battery Swap на российском рынке есть, но будет во многом зависеть от стандартизации компонентов, считает Станислав Зингиревич, руководитель практики Kept по работе с компаниями автомобильной промышленности. Сейчас, по его словам, на рынке используется множество типов аккумуляторов, что затрудняет унификацию замены. Кроме того, для успешного масштабирования необходимо, чтобы процесс замены был технически простым и не требовал специальных навыков. Также Зингиревич указал на риски «кустарного вмешательства»: при сложной конструкции пользователи могут пытаться снимать и менять батареи самостоятельно, что чревато повреждениями.

Эксперт отметил, что достижение единого стандарта требует значительных усилий. «Достаточно вспомнить, сколько времени потребовалось производителям электроники для перехода на USB- и Type-C-разъемы. Если история повторится, придется создать своеобразный супермаркет зарядных станций, предлагающих наиболее распространенные типы легко заменяемых батарей», — продолжает он.

В долгосрочной перспективе, добавил Зингиревич, технологии быстрой зарядки, например восполнение заряда до 80% за 10–15 минут, могут составить конкуренцию решениям типа Battery Swap. Поэтому, по его мнению, такие станции будут востребованы в узком сегменте рынка.

В то же время подход ТВЭЛ эксперт называет экологичным и рациональным: он позволяет продлить срок службы отработавших свое автомобильных аккумуляторов путем повторного использования в качестве элементов накопления энергии, что позволит существенно снизить углеродный след в промышленности.

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Минтруд показал проект календаря выходных дней в 2026 году

«Яндекс» отменил плату за большинство функций нейросети «Алиса»

С «Газпрома» предложили снять налоговую нагрузку по долгам Nord Stream 2

Трамп начал продавать духи в честь своих побед на выборах

Трамп заявил, что без субсидий Маску пришлось бы вернуться из США в ЮАР

Половина россиян назвала предосудительным свидание ради ужина

Верховный суд разъяснил, как делится купленная до брака квартира

В Госдуме объяснили, кто мог распространить слухи о заморозке вкладов

Уголовное дело против Ильи Варламова передано в суд

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов

Авторы Теги

About The Author

  • Related Posts

    Высокое и низкое давление: психосоматика гипертонии и гипотонии

    Эксперт в области психосоматики, остеопат Вадим Санжаров рассказал о психосоматических причинах повышенного и пониженного артериального давления. Что

    Куркума: можно ли с ее помощью похудеть и понизить уровень сахара?

    Куркума — одно из тех веществ, которые способны оказывать благотворное влияние на углеводный обмен. Можно ли с ее помощью похудеть?Ответить на этот вопрос

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *