Фото: Ольга Хрулева / РБК
На площадке ежегодного международного фестиваля Positive Hack Days прошла сессия с провокационным названием «Бесчеловечные технологии: освобождение от рутины или путь к цифровому рабству?». Ее участники попытались выяснить, какие опасности скрывает за собой повсеместное внедрение высоких технологий и искусственного интеллекта и что могут сделать разработчики сегодня, чтобы предотвратить возможную катастрофу завтра.
Модератор встречи, журналист и телеведущий Владимир Познер подчеркнул, что не является специалистом в данной теме, а потому рассуждает с общечеловеческих позиций: «Мне кажется, что человек, придумывая что-то новое, всегда действовал во благо. Например, он забывал, как править конным выездом, зато учился водить автомобиль. И вообще говоря, трактор — это лучше, чем лошадь, а пылесос — лучше, чем половая тряпка. Но можем ли мы сказать, что развитие цифровых технологий идет на благо всем? Или очень ограниченному количеству лиц? Или, в конце концов, никому не во благо?» С такими вопросами он обратился к участникам сессии.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов увидел основную проблему глобальной цифровизации в негативном влиянии на процесс роста и формирования человека и, как следствие, в упрощении мышления. «Технологии, социальные сети и отчасти искусственный интеллект — это прежде всего большой бизнес, — отметил он. — Конечно, информационные технологии нужны, но они должны быть дополнением к традиционной системе образования, а не замещать ее. Не случайно в ряде стран принимают законы о запрете мобильных телефонов: если ребенок, не пройдя путь естественного психологического развития, сразу окунется в информационную среду, он вырастет абсолютно другим человеком. И это большая угроза. Так что доступ к информационным технологиям нужно предоставлять детям дозированно и в соответствии с возрастом».
По мнению Натальи Поповой, первого заместителя генерального директора компании «Иннопрактика», заставить массу людей использовать искусственный интеллект только во благо — нерешаемая задача: «Человеческий фактор никто не отменял, и несколько наивно предполагать, что все в мире будут применять ИИ исключительно в благих целях. Конечно, разработчики пытаются минимизировать возможные негативные последствия, в частности создается кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Но останавливать развитие высоких технологий точно никто не намерен — это мировая гонка».
Заместитель председателя Т-банка Вячеслав Цыганов назвал высокие технологии инструментом, который, как и любой другой инструмент, может быть использован совершенно по-разному. «Новшества, некогда представленные в фантастических романах и фильмах, появляются в нашей жизни с такой скоростью, что это заставляет задуматься: точно ли в будущем поменяется только ландшафт вокруг нас? Все идет к тому, что технологии изменят роль человека в обществе. И это фундаментальное отличие от всего, что происходило прежде, — подчеркнул эксперт. — Адаптироваться к скорости изменений невозможно, и все, что мы в состоянии сделать, это анализировать риски».
Генеральный директор IT-холдинга Т1 Алексей Фетисов выразил опасение, что искусственный интеллект может разрушить эффективность классического подхода к образованию. Уже сегодня с помощью чат-ботов ученики и студенты делают домашние задания, а преподаватели — проверяют их работы. «Машины выполняют роль связующего звена между людьми, и никто из них не становится умнее, — констатировал спикер. — Но использование искусственного интеллекта в образовании — это еще и способ сделать его эффективнее с помощью гиперперсонализации, акцента на интересы и увлечения ученика — того, на что у преподавателей не всегда хватает сил и времени».
Сооснователь фонда развития кибербезопасности «Сайберус» Юрий Максимов выразил обеспокоенность тем, что взрослое поколение рискует навязать детям собственный образ жизни и подход к обучению, обесценивая новые способности, которые молодежь обретает благодаря технологиям. «Я очень боюсь, что мы начнем навязывать детям наш образ жизни, — признался он. — Непохожесть детей на нас в части приобретения знаний компенсируется сверхспособностями в других областях. Если в ближайшем будущем появится интерфейс, который позволит нам всегда иметь доступ к знаниям, человек все равно найдет способ себя самореализовать и развить в себе тот или иной навык. Сегодня задача нашего поколения с учетом развития технологий — помочь молодежи получить нашу поддержку и начать жить в новом мире. Это один из самых важных вопросов, стоящих перед нашей цивилизацией, — научиться не подавлять, а оберегать и помогать».